Инвертор 12V-220V пищит и отключается

Почему пищит и отключается автоинвертор 12V-220V? Попробуем прикинуть при помощи несложных расчётов, что происходит при эксплуатации автоинвертора.

Очевидно, есть некоторый порог входящего напряжения, при котором инвертору положено сигналить и отключаться. К сожалению, пристальное изучение “документации”, которая шла с инвертором, ничего не дало: значение минимального напряжения, при котором автомобильный инвертор начинает пищать, не указано.

Если принять к сведению, что автоаккумулятор считается разряженым, если напряжение на нём опускается до 10,5 В то логично предположить, что это значение могло быть выбраным как критическое для срабатывания сигнализации. Так ли это – неизвестно, но надо же от чего-то отталкиваться.

Инвертор у нас пищит, даже когда напряжение на акумуляторе, если верить вольтметру автодома, ещё вполне ого-го – практически указатель находится чуть-чуть ниже отметки 12В. В чём же дело? А дело в том, что напряжение, которое меряется на аккумуляторе, слегка отличается от того, которое меряется на входе автомобильного инвертора, так как у подводящих проводов имеется некоторое сопротивление и на них тоже падает (простыми словами – теряется) некоторое напряжение.

Поробуем оценить, насколько большим является это падение, при помощи простых формул из школьного учебника по физике.

Итак, нотбук. На шильдике нотбуке Леново указано, что при входном напряжении 20 В он потребляет 3,25 Ампера тока. Источника напряжения 20В как такового у нас нет, поэтому нотбук включается через штатный блок питания 220В в автоинвертор. Таким образом, потребляемая нотбуком мощность составляет 20В*3,25А=65Вт. С учётом того, что КПД ивертора составляет 90% (этот параметр почему-то указан в инструкции, но верится с трудом, но тем не менее) то потребляемая мощность составит уже 65/0,9=72 Вт. Но и блок питания нотбука имеет какой-то КПД, предположим тоже 90% (будем оптимистами). В совокупности потребление возрастает до 72/0,9=80 Вт… Вот вам и нотбук…

Оценим, какой ток возьмёт такая нагрузка с аккумулятора. 80Вт/12В=6,67 А. Как видим, нотбук, подключенный к бортовой сети автодома, тянет порядка 7 А тока с аккумулятора 12 В.

Много это или мало? Предположим, что ёмкость аккумулятора – 55Ампер-часов, тогда его хватит почти на 8 часов, но это пока что очень оценочное число, так как я ещё толком не понял, что такое 55 Ампер часов: то ли до полной разрядки, то ли до порога 10,5 В. Но понятно, что не 1000 часов и не 5 минут, а так нормально хватит, по идее.

Возвращаемся к изначальному вопросу, почему пищит и отключается автомобильный инвертор?

Пусть у нас двужильный провод сечением 1,5 мм2 длинной 2,5 м. ведёт от аккумулятора к автомобильному инвертору. Всего длинна медного провода 2*2,5=5 м. Его сопротивление рассчитвыется просто: Сопротивление=удельное сопротивление*длинну/площадь сечения. Удельное сопротивление меди, по таблице, – 0,0175 Ом*мм2/м. Таким образом, сопротивления подводящего провода 0,0175*5/1,5=0,058 Ом.

На таком проводе потеряется при включенном нашем нотбуке потеряется напряжение 7*0,058=0,4В.
В принципе, не так уж и много и никак не соответствует нашей изначальной версии.

Но если взять чуть другие исходные данные, 4 м. двужильного провода 0,5 мм2, то результат получится уже 0,28 Ом и минус 2 В падение напряжения. То есть автоинвертор уже начнёт пищать и отключаться всего лишь от нотбука 70 Вт, что уж говорить, если мы пригрузим наш автоинвертор ещё больше: включим телевизор с ЭЛТ или ещё что помощнее.

Как видим, эти несложные расчёты показывают, что проводку внутри кемпера надо делать из толстого медного провода, 1,5 мм2, а ещё лучше – 2,5 мм2.

Эта запись была опубликована в рубрике Бортовой журнал. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.