Потёк радиатор в кемпере. Ремонт в полевых условиях

После довольно длительного отдыха в Крыму, в автокемпинге БОН (он же сейчас называется БРАВО) в Коктебеле мы возвращались домой в Киевскую область на кемпере через Джанкой-Херсон-Николаев-Первомайск-Одесскую трассу. Этот маршрут не самый короткий, на седане мы обычно раньше мчались с Николаева на Кировоград, но сейчас там есть кусок плохой дороги (для кемпера достаточно критично – интерьер гремит на ямах, да и просто жалко ходовую). Кроме того, участок от Николаева до Кировограда вообще какой-то безлюдный, а машина не новая и уже как-то подсознательно хотелось придерживаться каких-то населённых пунктов по пути, мало ли что…

В общем, как оказалось, этот путь был выбран не напрасно: где-то уже после въезда в Херсонскую область загорелась лампочка на панели приборов, свидетельствующая о проблеме в системе охлаждения. Стрелка температуры мотора ушла в критическую зону, из-под капота повалил пар – радиатор закипел. Вот, блин, незадача…

Где-то мы такое видели уже… Тогда водитель долил воды в радиатор и поехал дальше. Ну, что делать? Долил и я воды, температура снизилась до нормальной, лампочки погасли, продолжаем путь. По пути поглядываю на индикатор температуры мотора, а он ничего хорошего не показывает: достаточно быстро температура опять поднялась до критической отметки.

На заметку начинающему водителю б.у.-шной машины: если у вас закипел мотор, то нельзя тупо доливать холодную воду в радиатор, чтобы не сделать ещё хуже. Надо подождать, пока мотор остынет. Кроме того, не знаю, как там в других машинах, но в нашей для нормальной заливки охлаждающей жидкости надо открыть печку в режим отопления салона и верхний краник у расширительного бачка, чтобы вода вытеснила воздушную пробку!

Паркуюсь на какой-то заправке в поле, чтобы купить воды на долив, и надеюсь доехать на ней до какой-либо СТО. Пока вожусь с этой хренатенью, подходит пара водителей, интересуются в чём проблема. Да вот, говорю, вода куда-то девалась. Ты с этим не шути, – говорит один из водителей, – давай смотреть на масло на щупе, как бы вода не оказалась в картере… А то так может и движок стукнуть.

На заметку начинающему водителю б.у.-шной машины: если у вас пропала вода из радиатора непонячтно куда, то надо посмотреть на масло на щупе. Если вода ушла в поддон, то на щупе будет так называемая эмульсия – смесь машинного масла и воды, похожая на какао. В этом случае своим ходом ехать опасно – может стукнуть движок!

Бог миловал, масло на щупе было, как и положено, чёрного цвета. Судя по всему, вода не пошла в движок, а текла куда-то наружу, но понять это сразу было непросто, так как моросил дождик и радиатор и прочие потроха под капотом были все мокрые от мокрой дороги и осадков.

Один из водителей также рассказал старый водительский фокус, что в принципе, можно распотрошить сигарету в радиатор и так возможно табак забьёт течь. И он даже якобы успешно воспользовался таким методом когда-то давно на своей "пятёрке".

Крошить сигарету в радиатор мне показалось стрёмным. И тут я впомнил, что видел где-то в автомагазине присадку для охлаждающей жидкости для устранения течей в системе охлаждения. Но чтобы купить её, надо было как-то доехать до приличной заправки. Решил пока лить воду и ехать, а что делать?…

Дотянул на новой заливке воды до какого-то села в Херсонсокой области, название не помню, но там есть овощной оптовый рынок, а при нём стоянка с фурами. Остановился на обочине. Втыкаю на радиатор, пытаясь увидеть, откуда же течёт вода? Моя дорогая жена стоит рядом, хочет помочь, листает книгу по обслуживанию и ремонту микроавтобусов Fiat Ducato.

Эту картину увидела компания дальнобойщиков с пивом в руках и с весёлым улюлюканием двинулась в сторону нашего кемпера…

- Что случилось?
- Да хрен знает… Вода куда-то девается.
- А ну заведи! А заглуши! Давай глянем щуп, нет ли эмульсии? Опять заведи! Газони! Да сильнее газони, не ссы! Да не газуй, я сам газону!

Лезут туда руками под капот, один что-то там пощупал, второй что-то дёрнул :-) . В одной руке – пиво, в другой – радиатор.

- Нет, с глушителя вода не идёт… А вот, тут вот течь с радиатора! Короче, мотор у тебя хороший, а радиатор – говно, прогнил совсем. Смотри! Видишь струйку?
- Угу. А что сделать-то что можно?
- Лей воду и едь, там через 10 км будет заправка такая большая, там автомагазин. Купи присадку для охлаждающей жидкости, залей по инструкции и будет тебе счастье.
- А может клеить холодной сваркой?
- Да нет, присадкой проще и быстрее, она гривен 50 стоит, это же – не деньги.
- Спасибо!!!

Долил воды, доковылял до заправки. К счастью, нашлась присадка для системы охлаждения фирмы LIQUI-MOLY. Прочитал инструкцию, залил воды до уровня, вышел на рабочий режим двигателя, влил флакон присадки в расширительный бачок (у нас чуть меньше, чем 10 литров жидкости в системе охлаждения, как раз надо один флакон присадки на 10л). Жду 10 минут, как указано в инструкции.

Кстати, дождя тут нет, асфальт сухой, а из-под капота всё что-то капает со средней интенсивностью. Время идёт, а оно всё капает… Капает и капает… Капает, сука, и капает… Капает, твою мать, капает и капает, когда ж ты заткнёшься уже твою мать?!!

Может, это ещё остатки осадков откуда-то стекают? Пошли покушать, чтобы как-тозанять время ожидания, а оно пусть сохнет тем временем.

Ужинали умышленно неспеша, где-то с час. Пришёл к бусу, под ним – нехилая лужа. Нихера не помогла присадка. Влил ещё один флакон. Опять жду 10 минут на холостых оборотах. Оба-на, перестало капать! Неужели помогло?

Подождал ещё немного и тронулись в путь. Не, ну а чё? Говорил же один дальнобойщик, что у него расширительный бачок почти по периметру треснул, а присадка помогла. Да и отчего не помочь-то? Фирма же – немецкая, уважаемая. Наверное, и нам помогло…

Доехали до Херсона, свернули на окружную – опять температура зашкаливает. Не помогла присадка, блин… Просто дыра в радиаторе слишком большая. Опять ищу местечко для прарковки, поближе к людям. Благо, именно такое и нашлось: с парой автомагазинов, кафешек, раскладками с овощами и пригодное для ночёвки, ибо уже смеркается, а нам надо ещё ремонтироваться…

Решаю, что надо как-то по-другому устранять течь, чтобы наутро доковылять до авторынка или СТО в Херсоне, а там отремонтироваться капитально. Основная течь – на стыке, где одна из малых трубок радиатора выходит из основной подающей трубы. Купил холодную сварку, надел фонарик на лоб, плоскогубцами, как мог аккуратно, оторвал трубку окончательно от боковой поверхности, крайне прилежно зачистил дыру и окресности наждачкой и залепил там всё холодной сваркой. Трубку загнул, как тюбик зубной пасты, и тоже обмазал жидкой сваркой. Чтобы она не стучала получившейся болванкой по соседним трубкам, переложил там всё обычной салфеткой.

Опять не обошлось без добрых людей. Откуда-то появился очередной водитель с пивом, местный. Заливай, говорит, уже будет держать. Я не стал. Один хрен уже ночь на дворе, куда ехать? Ну, говорит, тогда если надо будет воды – моя хата первая справа за поворотом налево. Надо что – утром приходи. Авторынок в Херсоне – там-то, СТО – туда, а если что – подъедь в АТП тудой, там радиаторы паяют.

Вот на таком радиаторе пришлось ехать. Это после т.н. ремонта :-)

Лирическое отступление: столько хороших людей нам попалось по пути – просто невероятно! И хоть нам политики постоянно рассказывают о расколе страны, о том, как ненавидят "бандеровцев" на юго-востоке а русских – на западе Украины, реальность такова: простым людям на это посрать. У нас машина на полтавских номерах, мы сами – с Киевской области, едем с Крыма, на торпеде – надпись "Ми любимо Карпати" а водители в Херсонской области наперебой пытаюся помочь, кто по-украински объясняет, да с выраженным тернопольским акцентом, а кто – по-русски, и имели мы все этих политиков в виду.

И ещё: после этого случая дал себе зарок всегда помогать ремонтирующимся на дороге. Ну, если рожа не явно криминальная, хотя бы…

Ночь проспали в автодоме там же, где и ремонтировались, на окружной Херсона. (А дэ козак спыть? А там дэ й стойить…) Говорят, Екатерине II по пути путешествия из Питера в Крым неважно спалось ночью где-то рядом с местом, где позже построили город, который она за это нарекла Хер-соном. Я же под Херсоном спал крепко, но проснулся рано. Часов 6 утра, но это июнь, уже было светло. Супруга всё ещё отдыхала, поэтому я шуметь не хотел, а чтобы убить время, полез тихонько разобраться с верхним габаритом – там что-то лампочка не светилась.

Не поверите, но опять откуда ни возьмись, появился очередной доброжелательный водитель. На окружной! В 6 утра! Да к тому же – смуглый весь, и вообще с явным, видимо, туркменским акцентом. У меня друг есть – туркмен- так он похоже разговаривает (типа "эта провод должна идти на массу" :-) ). Давай отвёртку у меня из рук выхватывать, помогать что-то… Но тут появился автобус, которого ждал этот человек, и неожиданный помощник так же быстро исчез, как и появился, а работу я уже закончил сам (зачистил контакты).

Тем временем и жена пронулась, можно было уже и безболезненно пошуметь.

Залили воды – не течёт. Завели – не течёт. Прогрели мотор – не течёт. Поехали – вроде не течёт. Добрались до авторынка в Херсоне… Ну, это не авторынок, а говно. Маленький базарчик, выбора нет, в наличии мало что есть, на автобусы запчасти если и продаются, то только на Мерседес и Фольксваген.

Походил я туда-сюда, понял что найти что-то путное на херсонском авторынке не получится и начинаю думать, как в нашей ситуации поступить рациональнее: петлять по провинциальному городу в поисках счастья или рвануть дальше, в Николаев – город покрупнее. Дай-ка, думаю, гляну ещё разок на радиатор. Не успел присмотреться, как услышал голос над ухом: Какие-то пробемы?

Ёптыть! Опять доброжелательный водитель… Да вот, говорю, заклеил радиатор, нам домой бы доковылять как-то, а уж в Киеве нам проще будет починиться. А он говорит: я такой бус на разборку в Херсоне сдал пол-года назад, улица такая-то, может там и радиатор есть ещё. Но! Ты же залеил прилежно? Так едь домой, доедешь! Я бы лично, говорит, ехал бы дальше на клееном радиаторе не раздумывая. А я уже и сам чё-то, как-то, к такому варианту уже начал склоняться, а этот более опытный коллега только убедил меня в таком варианте окончательно. Запасся, значит, водой на строительном рынке рядом с авторынком в Херсоне и поехали мы дальше.

В принципе, километров через 350 от Херсона (а до дома оставалось где-то 200-250) опять начала расти температура в системе охлаждения. Я остановился, присмотрелся в очередной раз на радиатор, он местами "вспотел" но не только вокруг клееного места, но и ещё в трёх-четырёх местах. Видимо, совсем ему плохо… Включил печку на обогрев, не выключая мотора – с неё повалил тёплый воздух. Это знак того, что воды в радиаторе ещё довольно много, поэтому охлаждать не стал, а прямо на холостых оборотах долил воды, зашло литра 2, не больше. После этого машина своим ходом дошла до самого дома, температура двигателя уже выше 90 градусов не поднималась.

Вот так мы чинились в походных условиях, набрались бесценного практического опыта и, что самое главное, – вовремя добрались доомой.

На заметку начинающему водителю б.у.-шной машины: холодная сварка – едва ли не номер один, что надо иметь при себе в дальней экспедиции

ЗЫ. Огромное спасибо всем незнакомым добрым людям, кто помог справиться с проблемой.

Апдейт: радиатор поменял на новый!

Эта запись была опубликована в рубрике Бортовой журнал. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.