Электропитание кемпера

Для начала, чтобы понять, как устроена система снабжения кемпера электричеством, мы должны знать, что у нас существует три основных режима работы электропитания:
1) работа кемпера при заведённом двигателе
2) работа кемпера при заглушенном двигателе
3) работа кемпера от сети 220 В

Соответственно, мы имеем также три основных источника напряжения в кемпере:
1) генератор двигателя
2) аккумулятор жилого отсека
3) внешний источник 220 В

Что касается аккумуляторов, то их в нашем кемпере под капотом находится 2 шт (обычно в простых автомобилях используется только один). Один их наших аккумуляторов — стандартный, расположен на стандартном месте слева, размеры его побольше, ёмкость в нашем случае — 850 ампер-часов. Его основная задача — крутить стартер, чтобы завести двигатель кемпера а также нагреть свечи накала, опять же это надо для запуска мотора, но этот момент важен именно в холодное время года. Этот аккумулятор называют стартерным. Я буду его называть моторным аккумулятором.

Второй из аккумуляторов кемпера находится тоже под капотом, но он не входил в состав микроавтобуса, для него там при постройке кемпера оборудовали специальную площадку, внизу под воздушным фильтром. Площадку приварили к несущим конструкциям кузова. Этот аккумулятор питает жилой отсек: свет, насосы воды, может ещё что-то… типа систему электрического запала газового нагревателя воды. Аккумулятор по размерам такой же, как в легковых машинах, его ёмкость явно поменьше, чем у моторного, но пока что точно не скажу цифру.

Оба аккумулятора заряжаются от работающего мотора, точнее — от моторного генератора.

Всю коммутацию электропитания жилого отсека кемпера контролирует специальный блок, в нашем кемпере он приспособлен под торпедо в кабине и немного он описан здесь.

Смысл его работы в том, что он проверяет наличие внешней подачи 220 В, наличие питания 12V от генератора моторного отсека и, в зависимости от имеющихся в распоряжении источников электропитания, какими-то своими релюшками комутирует выдачу питания на те или иные устройства внутри кемпера.

Схема электропитания автодома (кемпера)
Схема электропитания кемпера
(увеличивается, если кликнуть)

Например, холодильник кемпера — довольно энергозатратное устройство. Питание на него подаётся или 220В (если есть внешний источник), или же 12 V, но только при работающем двигателе от моторного генератора. Если у нас нет ни входящего 220 V, ни 12 V от генератора, то блок контроля выключает подачу напряжения на холодильник, иначе он за короткое время посадит нам жилой аккумулятор.

С другой стороны, лампочки света и насосы подачи воды в душ и кухню — менее затратные нагрузки, и напряжение на них подаётся и на стоянке, даже при выключенном моторе и без внешнего источника 220 V.

Если напряжение 12 В в жилом отсеке кемпере есть только при заведённом моторе, а при заглушенном — пропадает, то это значит, что у нас какая-то проблема с аккумулятором жилого отсека или, вообще говоря, где-то там на его стороне.

У нас такой симптом был, когда купили бус. Просто жилой акккмулятор был здохший, и при заведенном двигателе напряжение зарядки хотя и поступало, но пустой жилой аккумулятор хотел так много тока для зарядки, что перегорал 25-амперный предохранитель на линии его зарядки. Пришлось зарядить аккумулятор в гараже дома от сетевого преобразователя, а потом уже на борту подпитывать от бортовой сети зарядки. Но всё равно это полумера, всё идёт к тому, что надо будет поставить новый аккумулятор для подачи электроэнергии в жилой отсек.

Что касается моторного аккумулятора, то в штатном режиме для питания комнаты он не используется. Это — неприкосновенный запас, чтобы в нужный момент всё-таки завести машину и уехать.

А вот если кемпер подключен к 220V, то 12V постоянного тока формируется уже в самом блоке контроля и это напряжение подаётся на все без исключения системы в жилом отсеке. А на холодильник так вообще заводится даже и 220 В переменного тока.

Заряжается ли жилой аккумулятор от внешнего источника 220 В? Я пока не понял, этот вопрос нам ещё предстоит выяснить.

Откуда берётся внешнее питание 220 В? На специальных стоянках для автодомов предусмотрены для этого специальные розетки, а в кемпере в комплекте есть длинный кабель, он одним концом соединяется к разъёму на борту кемпера, а вторым включается в источник 220 В. А в полевых условиях для генерирования 220 В используют бензиновые генераторы (продаются они, в частности, в строительных магазинах).

Если же у нас нет источника мощного источника 220 В на борту, то всё равно можно включить стандартную зарядку для мобилки или нотбука через автомобильный преобразователь 12V-220V (не входит в схему нашего кемпера, докупали отдельно).

Если что непонятно по электропитанию кемперов, то пишите вопрс в комментарии к данной странице.


Справочные данные для инженерных расчётов низковольтных электросетей:
http://radioradar.net/radiofan/radiofan_technology/provoloka.html

Почему пищит и выключается автоинвертор:
http://autolada.ru/viewtopic.php?t=287442&start=0
http://www.mobil-pitanie.ru/infoinv.htm

Схема самодельного 12V-преобразователя для нотбука
http://sdelay-sam.su/avtomobilnyi-adapter-dlya-noutbuka-delaem-sami
(серийный продаётся, кстати, на дилэкстрим)