Система охлаждения и отопления

Чтобы при работе двигатель не перегрелся от тепла сжигаемого дизельного топлива, в нём предусмотрена система охлаждения. Её суть сводится к тому, что через специальные каналы в копусе двигателя при помощи водяного насоса, который приводится в действие резиновым ремнём от работающего мотора, (ещё говорят водяная помпа) прогоняется охлаждающая жидкость, которая отбирает часть тепла. Нагретая жидкость подаётся в радиатор, где она охлаждается обдувающим радиатор воздухом и подаётся обратно в двигатель.

Я подготовил блок-схему системы охлаждения мотора Fiat Ducato 1,9 TD. Возможны мелкие отличия (например, датчик температуры жидкости может находиться не в термостате, а в блоке двигателя, но это непринципиальные мелочи).

Схема системы охлаждения двигателя Fiat Ducato 1,9 TD

Как только мотор завёлся, первое время его не надо чрезмерно охлаждать, пока он не выйдет на свой рабочий температурный режим, при котром ему максимально комфортно работать и отдавать оптимальную мощность. Особенно большое значение это имеет зимой, поэтому в двигателях есть ещё один контур движения охлаждающей жидкости, а именно с выхода двигателя мимо радиатора обратно в двигатель. Роль переключателя контуров водяного охлаждения играет специальный узел — термостат.

Термостат условно можно представить как Т-образное сочленение труб, с одним входом для охлаждающей жидкости (с мотора) и двумя выходами (или на радиатор или обратно в мотор, смотря насколько прогрелась жидкость). Термостат управляется непосредственно температурой протекающей сквозь него охлаждающей жидкости. Если температура жидкости поднимается примерно до +80о С, то внутри термостата срабатывает специальный клапан (условно представим себе биметаллическую пластину, изгибающуюся от нагрева) и он начинает перенаправлять поток жидкости в радиатор. При нагреве жидкости до +95о  термстат открывается на полную и весь поток горячей жидкости направляется на радиатор.

На термостате расположены два датчика, сигнал от которых выводится на панель приборов: датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик сигнальной лампочки температурв охлаждающей жидкости. Датчик температуры, понятно, выводит на дисплей значение температуры. а лампочка загорается при критическом перегреве мотора — если она загорится, то лучше всего заглушить двигатель, подождать пока остынет и начинать решать пролемы с системой охлаждения.

Поступившая в радиатор разогретая теплом двигателя жидкость охлаждается в радиаторе путём обдува его воздухом при движении автомобиля (обычно радиатор установлен на торце любого автомобиля), а если этого потока воздуха не хватает, то включается дополнительный обдув электрическим вентилятором. В нашей машине их даже два. Один включается при достижения первого порога температуры около +88о С, но если его мощности не хватает и температура продолжает расти до примерно +93о С, то включается ещё один вентилятор. Вентиляторы работают от автомобильной электросети, а включением и выключением управляет специальный температурный выключатель, вкрученный непосредственно в радиатор. От него идёт 3 провода: один общий, и по отдельному проводу на каждый вентилятор. В зависимости от уровня температуры охлаждающей жидкости в радиаторе именно он включает один или оба вентилятора.

Чтобы расширяющаяся при нагреве жидкость не порвала каналы охлаждающей системы, в её конструкции используется расширительный бачок. При увеличении объёма жидкости за счёт нагрева её избыток аккумулируется в расширительном бачке. При охлаждении — возвращается обратно. В бачок заходит так называемая обратка. Если система охлаждения в порядке, то при прогретом двигателе по обратке в расширительный бачок поступает нагретая жидкость. Это один из показателей нормального функционирования системы.